Мамины помощники
У каждой уважающей себя мамы рано или поздно встает вопрос: когда же начать приобщать ребенка к домашним делам? Как это сделать так, чтобы у ребенка не возникло отторжения и уборка не превратилась в пытку, а мама - в деспота?
Своими методами делится с нами одна удивительная мама Лёля Тарасевич:
«Год назад мы с Матвеем взяли А4 и разделили его на три колонки. В первой я предложила сыну написать все те домашние дела, которые он гипотетически уже умеет делать сам. Сначала ребёнок испугался последствий, но я успокоила и заверила, что его умение и обязанность их делать между собой связаны не настолько прямо.
И тогда получился сразу большой список: и посуду он может вымыть, и полы, и пылесосить умеет, цветы поливать, пыль вытирать, мусор выносить. Сижу, читаю, думаю: что ж ты это всё умеешь и не делаешь, Штирлиц ты эдакий?
Во второй колонке были дела, которые нужно делать вместе, потому что один он не справится. Зона ближайшего развития, если по-научному. Но у нас не по-научному, у нас обгрызанный карандаш, мятые пижамы и фантики от конфет по кухне. Я думала, что список окажется большим, но нет: дела три-четыре придумали и всё, ступор. Готовка еды, кажется, была, а больше и не вспомню.
В третьей части расположились исключительно взрослые домашние дела, в основном связанные с химией и прочими опасными для ребенка веществами.
В процессе написания списка мы мное обсуждали, конечно. Что такое домашние дела, почему мы их делаем, что будет, если не делать, как распределять в семье, есть ли чисто мужские и чисто женские сферы влияния и насколько это принципиально разные дела или всё-таки взаимозаменяемые. Люблю я такие разговоры: позадаешь мимоходом вопросы и услышишь важные ответы, в которых вся душа наизнанку, на просвет видна. Только сформировавшееся, мягкое ещё мнение, гнётся, стелется, пробует делать первые шаги. Где надо - подправишь, просто рассказав своё виденье. И наблюдаешь как он меняет свои взгляды, оборачивает их в нужную сторону, засовывает в себя твою истину. Ох, как я люблю эти разговоры!
Фартук регулируется как на шее, так и на талии. Полностью водонепроницаемая ткань. Имеет практичный карман.
А потом я предложила Матвею выбрать из первой колонки себе дела в качестве обязанностей.
-
Сколько? - живо поинтересовался сын.
-
А ты бы сколько сам выбрал?
-
Ммм...ну, пять, - прикидывает свои силы ребёнок.
-
Ммм...ну три, - прикидываю его силы я, - давай начнём с трёх, а если ты сможешь о них помнить, качественно выполнять, то выберешь себе ещё одно.
Тут, конечно, надо сказать, что я до этого полчаса распиналась про то, что обязанности и права очень связаны. Хочешь больше прав, бери и дел себе больше. Потому «выберешь себе ещё одно» звучало не наказанием, а поощрением. Ну я так имела ввиду, во всяком случае. Вроде и он так понял, закивал лохматой головёшкой и сел выбирать. Цветы поливать его привлекло, мусор выносить и пылесосить в своей комнате. На том и порешили.
Конечно, он забывал, пропускал и отлынивал. Само собой, дела трансформировались и график не столь чётко соблюдается. Но в целом у Матвея есть обязанности по дому. Своя комната в чистоте, разгрузить посудомойку и ещё чего-то там.
Больше всего же я кайфую не от того что он что-тот делает, а от инициативы. Если ему скучно или если он видит, что я в запаре, если мы ждём гостей, если ужин планируется из трёх блюд, сын подходит и чётко спрашивает: чем я могу тебе помочь? И реально помогает. Даже не так, не помогает, а полноценно забирает у меня часть хлопот. Режет салаты, делает бутерброды, разбирает завалы.
Про это же мне говорят в саду: ребёнок помогает с делами воспитателям, интересуется не нужно ли помочь. Играет, бесится, дерётся, а потом создаёт красоту и порядок вокруг. Я жутко горжусь им».
Комплект для мытья посуды: губка и подставка из высококачественных материалов в оригинальном дизайне